Фрагмент для ознакомления
2
На мой взгляд, рассмотрение выбранной темы наиболее целесообразно начать с рассмотрения понятия применения права. Итак, применение права — это властная деятельность государственных органов, их должностных лиц и уполномоченных ими субъектов. Это определение указывает на два обстоятельства:
1. субъектами применения закона являются в основном государственные органы и их должностные лица, а в некоторых случаях объединения граждан (например, по уполномочию государства профсоюзы применяют некоторые нормы трудового законодательства);
2. применение закона носит авторитетный характер.
Это означает, что правоприменительные органы наделяются государственно-властными полномочиями, их решения обязательны для всех, кому они адресованы, обеспечиваются принудительной силой. Властность является существенной отличительной чертой применения права.
В современном обществе, которое стремится к наиболее полному соблюдению принципов правового государства, закон действует и применяется в интересах каждого отдельного индивида, в интересах самого общества в целом. Поэтому применение права основано прежде всего на сознании народа, на его уважении к законам, которые выражают политику государства и которые соответствуют общественному правосознанию. Применение права, конечно, также обеспечивается государственным принуждением, властью государственного аппарата, но это принуждение применяется к нарушителям порядка и социальной дисциплины, к нарушителям законов.
Применение права происходит, если юридическая норма не реализуется сама по себе, но требует вмешательства государственных органов. Например, совершение преступления — это юридический факт, с которым норма уголовного права связывает применение санкции, которую преступник вряд ли примет добровольно. Поскольку исполнение уголовно-правовых запретов, защищающих основы коллективной жизни, является общим делом всего населения, применение санкций является исключительной прерогативой государства .
Формой правоприменения может быть принуждение, насилие в отношении личности, но основанное на законе. В целях предупреждения преступления принуждение может осуществляться непосредственно, например, в четко установленной процессуальной форме. Последнее предполагает публикацию соответствующим государственным органом правоприменительных актов, в которых реализуются его полномочия.
Властный характер правоприменительных органов следует отличать от властных действий граждан и их объединений. Это включают в себя осуществление права выдвигать кандидатов в депутаты, участвовать в референдуме, совершать односторонние сделки гражданами, осуществлять своё право на забастовку и так далее. Властный характер таких действий граждан безусловен. Решение, принятое, например, гражданами по месту жительства о выдвижении конкретных лиц кандидатами в депутаты, подлежит (при отсутствии нарушений закона) безусловному выполнению избирательными комиссиями (комиссиями по проведению референдума). Тот факт, что такое решение подлежит последующему утверждению (окружной избирательной комиссией), не меняет дела.
В то же время характер властных действий граждан, в отличие от деятельности государственных должностных лиц, применяющих право, несколько иной. Если граждане преследуют свои собственные интересы, должностное лицо действует исключительно для обеспечения (удовлетворения) интересов граждан и их объединений. Из этого следует, что авторитетный характер применения права определяется тем, что правоприменение призвано обеспечивать, гарантировать права и интересы граждан, авторитетно подтверждая наличие у них субъективных прав, способствуя их реализации или устраняя препятствия для их реализации, и, в связи с этим, защищая эти права или восстанавливая их в результате нарушения. Средства и механизмы осуществления таких действий также различны.
Основной отличительной особенностью применения права является то, что оно носит организационный характер, совершается в интересах других лиц и направлено на обеспечение нормального хода правового регулирования поведения граждан и организаций. Цель правоприменения, таким образом, сводится к тому, что оно выступает в качестве средства индивидуального правового регулирования поведения, следующего закону (общеправовое регулирование). Властные правоприменительные действия, вклиниваясь в механизм правового регулирования, конкретизируют авторитет правовых норм, индивидуально регулируют общественные отношения и тем самым обеспечивают достижение целей правового регулирования. Возможно, именно поэтому С.С. Алексеев утверждал, что применение права — это нечто большее, чем следует из самого термина. Под ним понимается власть индивидуальной юридической деятельности, целью которой является организация нормального процесса действия права, принятие актов, необходимых для обеспечения общеправового регулирования общественных отношений, обеспечение поведения участников этих отношений в соответствии с правовыми предписаниями .
Выступая средством индивидуального правового регулирования, применение права служит основанием (юридическим фактом), с которым нормы права связывают возникновение (изменение, прекращение) правоотношений между гражданами, организациями, объединениями граждан и государством. Необходимость в правоприменении возникает тогда, когда такие правоотношения не могут возникнуть без организации действий государственных органов. Без такого индивидуального регулятора в ряде случаев цели и задачи общего нормативного регулирования не могут быть достигнуты, а это означает, что права и обязанности граждан, вытекающие из закона, не могут быть реализованы. Правоприменение обеспечивает, служит реализации права, и это является его главной целью в механизме права .
Деятельность по применению норм права носит государственно-правительственный характер. Решение принимается по одностороннему волеизъявлению уполномоченного органа, действующего от имени государства. Независимо от того, какой орган, государственный или негосударственный, осуществляет правоприменение, она всегда носит государственный характер, только во втором случае правоприменительные полномочия делегируются организации государством. Именно правоприменительная власть позволяет уполномоченным органам осуществлять конкретные меры государственного принуждения. Такова деятельность суда по осуществлению правосудия или следователя по расследованию уголовного дела.
1.2 Основные требования к применению права
Правоприменительная деятельность соответствует определенным принципам и требованиям. Основными принципами правоприменения являются: законность, правдивость, уважение и соблюдение прав и свобод человека, справедливость и целесообразность. Требования к правоприменению – законность, целесообразность, обоснованность, справедливость.
Законность. При разрешении конкретного дела правоприменительный орган опирается на одну или несколько норм права, имеющих отношение к делу, строго соблюдая эти предписания и границы, установленные правилами. Требование о том, чтобы дело рассматривалось компетентным лицом (органом), является существенным. Никто не может присваивать себе чужие полномочия, передавать дела своей компетенции кому-то другому или отказываться рассматривать дела своей компетенции. Применение права осуществляется в строгих процессуальных формах и границах.
Законность требует, чтобы правовые нормы применялись в обстоятельствах, предусмотренных правилом. Если норма не отменена, не изменена или не приостановлена в установленном законом порядке или заменена более поздним актом по тому же вопросу, она действует и является обязательной для правоприменительного органа.
Уважение и соблюдение прав и свобод человека. Применение права не может нарушать права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации . Применение права не может носить характер отчуждения прав и свобод человека, посягательства на свободу, жизнь и достоинство личности, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Обоснованность. При принятии решения выявляются и оцениваются все относящиеся к делу факты. Обоснованность требует, чтобы обстоятельства дела подтверждались проверенными надежными доказательствами .
Истинное применение права предполагает знание реальных фактов.
Целесообразность. Имеет 2 аспекта: с точки зрения законодателя требование закона — наиболее целесообразный способ решения вопроса, достижения поставленной им цели; в каждой конкретной жизненной ситуации необходимо найти наиболее подходящий способ выполнения требований норм права. С одной стороны, с точки зрения законодателя сам нормативный акт целесообразен, содержит оптимальные требования к регулированию общественных отношений. Следование ей — наиболее целесообразное решение вопроса, достижение цели, которую законодатель поставил перед собой при её опубликовании. Недопустимо прикрывать нарушение закона ссылками на целесообразность. С другой стороны, целесообразность в законе — это соответствие деятельности органов и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, выбор оптимального способа реализации нормы в конкретной жизненной ситуации. В норме права в силу своего общего характера невозможно предусмотреть всё множество конкретных случаев, но позволяет исполнителю принимать их во внимание. Как правило, норма предусматривает определённые пределы усмотрения при решении конкретного дела (определенные границы в рамках одного решения, возможность выбора между разными решениями, возможность как применения правила, так и отказа от его применения). В рамках содержания нормы следует выбрать такое решение, которое наиболее полно и правильно отражает смысл закона и цели правового регулирования. При этом, чем больше в норме возможностей для инициативы и самодеятельности, тем важнее становится это требование .
Справедливость. Осознание правильности решения дела предполагается с точки зрения интересов общества и государства гарантированных прав и свобод личности. В то же время недопустимо подменять эти высшие интересы другими интересами группы лиц или органа, или узкими интересами. Это достоверность и доказательность собранных обстоятельств и фактов, объективный подход к их изучению и принятому решению. Справедливый акт применения соответствует моральным и другим ценностям общества: «Справедливость акта применения права предполагает соответствие принятого решения общественному мнению». Образовательное воздействие решения компетентного органа во многом зависит от того, насколько оно морально оправдано. Требование справедливости также предполагает объективный подход к расследованию обстоятельств дела, к причастным к делу лицам.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021)
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.04.2021)
Литература:
1. Азми, Д.М. Норма права: структура, форма, разновидности / Д.М. Азми. – М. : Право и закон, 2010. — 11 с.
2. Алексеев, С.С. Государство и право. Учебное пособие / С.С. Алексеев. — М. : Проспект (ТК Велби), 2012. — 456 с.
3. Алексеев, С.С. Общая теория права: учебник / С.С. Алексеев. – М. : Проспект, 2010. 150 с.
4. Байтеева, М.В. От логики норм к семантике права: тенденции развития семантической теории права / М.В. Байтеева. – М. : Отечество, 2010. — 331 с.
5. Балабиев, К.Р. К проблеме понятия и содержания административного процесса // К.Р. Балабиев. – М. : Феникс, 2010. — 121 с.
6. Бошно, С.В. Теория права и государства. Учебник / С.В. Бошко. —М.: ЭКСМО, 2011. — 478 с.
7. Венгеров, А. Б. Теория государства и права: учебник / А. Б. Венгеров. — М. : 2009. — 102 с.
8. Власов, В.И. Теория государства и права. Учебное пособие / В.И. Власов, Г.Б. Власова. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. — 331 с.
9. Герасимов, А.В. Мониторинг правоприменения: поиск понятийного единства / А.В. Герасимов. – М. : Право и закон, 2014. — 35 с.
10. Дагель, П.С. Об аналогии в советском уголовном праве / П.С. Дагель. – Владивосток : Наука, 2009. — 303 с.
11. Жданов, Д.В. Теория государства и права / Д.В. Жданов. — М. : ЛексКнига, 2012. — 51 с.
12. Лазарева, В.В. Общая теория права и государства: Учебник / В.В. Лазарева. — М. : Юристъ, 2009. — 520 с.
13. Лазарева, В.В. Теория права и государства: Учебник / В.В. Лазарева. —М. : Право и закон, 2009. — 576с.
14. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Мальков. — М. : Дело, 2011. — 131 с.
15. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права: учебник для вузов / М.Н. Марченко. — М. : Проспект, 2011. — 512 с.
16. Матузов, Н.И. Теория государства и права: Курс лекций / Н.И. Матузов, А.В. Мальков. —М. : Юристь, 2008. — 776 с.
17. Мелехин, А.В. Теория государства и права / А.В. Мелехин. — М. : Норма, 2009. — 124 с.
18. Морозова, Л.А. Теория государства и права: учебник для вузов / Л.А. Морозова. — М. : Эксмо, 2010. — 611 с.
19. Протасов, В.Н. Теория государства и права / В.Н. Протасов. — М. : Новый Юрист, 2008. — 240 с.
20. Радько, Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях / Т.Н. Радько. — М. : Проспект, 2014. — 60 с.
21. Рассолов, М.М. Теория государства и права: учебник для вузов / М.М. Рассолов. — М. : 2010. — 110 с.
22. Смоленский, М.Б. Теория государства и права: Учебник / М.Б. Смоленский. — М. : Дашков и К, 2010. — 320 с.
23. Спиридонов, Л.И. Теория государство и право. Учебник / Л.И. Спиридонов. — М. : Проспект, 2008. — 304 с.
24. Сухов, Э.В. Правовые коллизии и способы их разрешения / Э.В. Сухов. — Нижний Новгород : 2004. — 59 с.